Приветствую Вас, Гость

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Муниципальные документы по работе с детьми с ОВЗ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Нормативные документы по ФГОС для детей с ОВЗ

Документы Министерства Образования Российской Федерации

Перечень нормативно - правовых документов, регламентирующих психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Информация о группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в г.Иркутске

В муниципальных дошкольных образовательных организациях города Иркутска (далее - МДОО) функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. группы компенсирующей направленности для детей:

с тяжелым нарушением речи;

с задержкой психического развития;

с умственной отсталостью легкой степени;

с умственной отсталостью умеренной, тяжелой

2. группы оздоровительной направленности для детей:

с туберкулезной интоксикацией

Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья

МДОО*, 
в которых функционируют указанные группы

с тяжелым нарушением речи

86 МДОО: №№ 2, 3, 10, 15, 33, 50, 51 Пр., 51 "Рябинка", 61, 75, 79, 90, 92, 122, 125, 144, 145, 150, 161, 168, 175, 8, 18, 28, 40, 54, 55, 63, 72, 78, 84, 103, 116, 128, 129, 133, 136, 138, 141, 158, 159, 12, 25, 44, 68, 80, 82, 94, 101, 108, 109, 127, 147, 151, 156, 172 "Радуга", "Сказка", 36, 37, 53, 58, 62, 77, 81, 83, 89, 96, 97, 105, 110, 114, 123, 126, 131, 132, 139, 142, 146, 152, 153, 162, 165, 169, 171, 176, 179.

с задержкой психического развития

10 МДОО: №№2, 71, 79, 89, 100 "Берегиня", 122, 128, 143, 150, 168.

с умственной отсталостью легкой степени

3 МДОО: №№ 71, 100, 168

с умственной отсталостью умеренной, тяжелой

1 1МДОО: № 89

с туберкулезной интоксикацией

2 2 МДОО: №№ 43, 132

 

* - уточнить адрес МДОО можно по ссылке www.admirk.ru/Pages/munic-ucherejd-obrazov.aspx

Консультация психолога для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова):

  • ·         Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • ·         Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
  • ·         Дети с нарушениями речи (логопаты).
  • ·         Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • ·         Дети с задержкой психологического развития.
  • ·         Дети с нарушениями поведения и общения.
  • ·         Дети с умственной отсталостью.
  • ·         Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо:

  • начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
— - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей    (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-— возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • — Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
  • — Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
  • — Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
  • — Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
  • — Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
  • — Реализация индивидуальной программы или маршрута
  • — Проведение промежуточной диагностики и анализ
  • — Консультирование родителей

Информация для родителей

  • — О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
  • — Об основных образовательных программах
  • — О дополнительных коррекционно-развивающих программах
  • — О содержании психолого-педагогической коррекции
  • — О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

  • Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий очень низкий;
  • Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • Низкий уровень развития речи, мышления;
  • Трудности в понимании инструкций;
  • Инфантилизм;
  • Нарушение координации движений;
  • Низкая самооценка;
  • Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • Высокий уровень психомышечного напряжения;
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
  • У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического  спектора.